Самый простой сайт устроен так: специальный человек верстальщик разделяет весь текст сайта на части. Это — заголовок, это — таблица, это — обычный параграф. Далее каждая часть получает ту внешность, которую спроектировал дизайнер. Например, заголовок теперь написан большими буквами, таблица имеет разноцветные ячейки, а параграф отбит красной строкой. И в этом красивом виде мы смотрим сайт, когда его зальют на сервер.
Но смотрят сайты не только люди. Чтобы сайт появился в Яндексе или Google, когда мы делаем соответствующий запрос, нужно, чтобы его изучили поисковые роботы. Это называется индексацией.
Что видят роботы? Например, перед ними заголовок. Поисковый робот думает: «О! Это важная часть сайта. Когда кто-то будет искать сайты на эту тему, я покажу им в результатах поиска цитату из этого заголовка».
С заголовками всё просто. Но кроме них существует множество других важных деталей. Верстальщик может обозначить параграф, но не может обозначить смысл параграфа: описание ли это товара, отзыв о товаре или часть статьи. Интернету потребовалось дополнительное машиночитаемое форматирование информации, при этом незаметное людям. Люди и так умеют понимать смысл написанного.
Микроразметка — это кусочки кода, которые добавляются на веб-страницы и помогают поисковым системам лучше понять содержание страницы. Она позволяет определить и структурировать различные типы данных: события, товары, рецепты, отзывы, организации и многое другое. Благодаря микроразметке поисковые системы отображают более релевантные, привлекательные и информативные результаты поиска: рейтинг товара, цены, автор статьи и так далее. Это помогает повысить кликабельность страницы в поисковой выдаче.
Существует несколько видов микроразметок, самая популярная из них — Schema.org. Можно сходить на этот сайт и посмотреть, как там всё устроено. Например, надо разметить страницу контактов кафе.
На сайте Schema.org находим тип информации, которую мы размечаем: организация.
Далее — вид организации: локальный бизнес. Локальный — потому, что кафе привязано к определённой локации.
Выбираем далее: продовольственное заведение.
И последний выбор: кафе.
При этом выборе нам открывается множество параметров, которые могут быть у кафе: от расписания, текущего меню и возможностей бронирования столика до имени владельца и наличия у кафе наград.
Мы всё нашли, теперь можно размечать наш сайт: оборачиваем контактные данные метками о том, что внутри — информация об организации типа «CafeOrCoffeeShop» с обязательной ссылкой на соответствующую страницу сайта Schema.org. Робот увидит и поймёт, какую ячейку в иерархии организаций занимает наше кафе. А потом мы пометим невидимыми людям метками все присутствующие у нас параметры: адрес как address, расписание как openingHours, логотип кафе как logo и так далее.
И так можно разметить каждую значимую страницу, чтобы роботы знали, где статьи, где описание товаров, где рейтинг, а где отзывы, и формировали в выдаче поиска самый превосходный результат.
Ещё одна интересная фишка: если дизайнер не предусмотрел, например, часы работы, то мы всё равно можем их вписать с помощью тегов, которые будут видимы для людей, но не на сайте, а в поисковике, в выдаче результатов поиска. Конечно, разумный владелец сайта решит, что это неправильно, и добавит расписание и на сам сайт.
Таким образом, микроразметка не только помогает роботам понимать информацию для её улучшенной выдачи, но и провоцирует владельцев сайтов размещать как можно больше данных. А кто выигрывает? Правильно, посетители сайтов и владельцы сайтов. Первые — потому что подробная информация помогает в выборе, а вторые — потому, что предоставление подробной информации помогает в выборе именно их продуктов и услуг.